В соответствии с ФГОС ДО содержание основной образовательной программы ДО обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области):
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие.
Образовательные области по ФГОС ДО
Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие»
Основные цели и задачи:
* усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, формирование духовно-нравственных основ;
|
* развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, формирование образа «Я»;
|
* становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, обществу, формирование гендерной и семейной принадлежности;
|
* формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, первичных представлений о труде взрослых, воспитание ценностного отношения к труду; |
* формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе
|
Содержание психолого-педагогической работы:
* социализация, развитие общения, духовно-нравственное воспитание (освоение социальных норм поведения в обществе, духовно-нравственных ценностей: семья, доброта, любовь, честность и др., развитие основных компонентов духовно- нравственной сферы: когнитивного, эмоционального, поведенческого);
|
* ребенок в семье и сообществе (образ «Я», семья, детский сад)
|
* сомообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание (воспитание культурно-гигиенических навыков, самообслуживание, общественно - полезный труд, уважение к труду взрослых, со средней группы дополнительно вводится труд в природе);
|
* формирование основ безопасности (безопасное поведение в природе, безопасность на дороге, безопасность собственной жизнедеятельности, со второй младшей группы – безопасность на железной дороге).
|
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Основные цели и задачи:
* развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
|
* формирование познавательных действий, становление сознания;
|
* развитие воображения и творческой активности;
|
* формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);
|
* формирование первичных представлений о малой родине (Хабаровский край, Дальний Восток, Приамурская земля) и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа (россиян), народов Приамурья (нанайцы, удыгейцы, нивхи, орочи и др.), об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля, об особенностях ее природы (природы Хабаровского края, Дальнего Востока), многообразии стран и народов мира.
|
Содержание психолого-педагогической работы:
* формирование элементарных математических представлений (количество, величина, форма, ориентировка в пространстве, со второй младшей группы вводится ориентировка во времени, со средней группы – количество и счет;
|
* развитие познавательно-исследовательской деятельности (познавательно-исследовательская деятельность, сенсорное развитие, дидактические игры, со средней группы вводится проектная деятельность);
|
* ознакомление с предметным окружением (ознакомление с предметами окружающего мира);
|
* ознакомление с социальным миром (мир профессий, представления о городе, истории его возникновения и развития (Комсомольск-на-Амуре), представления о родной стране (России), Российской армии, государственных праздниках;
|
* ознакомление с миром природы (явления природы, мир животных, растений, насекомых, птиц, сезонные наблюдения (времена года) с учетом местности проживания (Хабаровский край, Дальний Восток, Приамурская земля).
|
Образовательная область: «Речевое развитие»
Основные цели и задачи:
* владение речью как средством общения и культуры;
|
* обогащение активного словаря;
|
* развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
|
* развитие речевого творчества;
|
* развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
|
* знакомство с книжной культурой, детской литературой;
|
* понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
|
* формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте;
|
* оказание коррекционной помощи в преодолении общего недоразвития речи.
|
Содержание психолого-педагогической работы:
* развитие речи (развивающая речевая среда (поручения, самостоятельное рассматривание картин, книг, рассказывание, обсуждение и др.);
|
*формирование словаря;
|
*звуковая культура речи;
|
*грамматический строй речи;
|
*связная речь;
|
*подготовка к обучению грамоте (старший дошкольный возраст);
|
* приобщение к художественной литературе (чтение художественных произведений, инсценировки и драматизации знакомых произведений, заучивание наизусть потешек, стихотворений и др.).
|
Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие»
Основные цели и задачи:
*развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
|
*становление эстетического отношения к окружающему миру;
|
*формирование элементарных представлений о видах искусства;
|
*восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
|
*стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
|
*реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
|
Содержание психолого-педагогической работы:
* приобщение к искусству (восприятие произведений искусства, рассматривание иллюстраций к произведениям детской литературы, знакомство с народными игрушками, со старшего дошкольного возраста - знакомство с произведениями живописи, архитектурой и др.);
|
* изобразительная деятельность (рисование, лепка, со второй младшей группы вводится аппликация, со старшего дошкольного возраста вводится прикладное творчество);
|
* конструктивно-модельная деятельность (конструирование из строительного материала, со средней группы вводится конструирование из бумаги);
|
* музыкальная деятельность (слушание, пение, музыкально-ритмические движения, со второй младшей группы вводится – песенное творчество, игра на детских музыкальных инструментах, со старшей группы – музыкально-игровое и танцевальное творчество).
|
Образовательная область: «Физическое развитие»
Основные цели и задачи:
* приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие физических качеств – координация, гибкость способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, с правильным выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны);
|
* формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами;
|
*становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
|
* становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, формировании полезных привычек и др.);
|
* обучение плаванию, свободному перемещению в воде;
|
* коррекция плоскостопия, осанки.
|
Содержание психолого-педагогической работы:
* формирование начальных представлений о здоровом образе жизни (валеология);
|
* физическая культура (физическая культура, плавание, закаливание, подвижные игры, ритмическая гимнастика, логоритмика (логопедические группы), прогулка, спортивные игры, лечебная физкультура, профилактика плоскостопия).
|